Автор: Александр Потемкин

Через некоторое время, когда прошел первый шок от этой новости, я понял, что мне при жизни не удалось ни разу с ним сфотографироваться. Даже маломальской фотки, где мы рядом, вместе – не было.
Я просматривал странички моих друзей Вконтакте и у многих встречал фотки с Василием Николаевичем. На базе в Волоколамске, на конференции, возле церкви, на семейном празднике, просто «где-нибудь в коридоре»…
А мне не удалось.

Мы с ним были 7 лет знакомы, срок более чем достаточный для одной фотки на память. Тем более в эпоху мобильников и смартфонов, когда это вообще не проблема.
Я, признаться, не любитель фотографироваться. Но и «официальных фотографий» с Василием Николаевичем у меня не было. Так уж вышло, что крестил меня один пресвитер, совершал сочетание на свадьбе – уже другой…

Кода он был с нами, я, понятно, об этом не переживал и не задумывался всерьёз. Будет воскресенье и мы увидимся снова. Вот фотка с кинозвездой или звездой спорта – другое дело. Такой можно по-доброму дразнить своих друзей и собирать «мне нравится»…

Поговорить «просто так» с ним, конечно, удавалось, но мне нравилось писать ему записки с вопросами. Признаться, я очень любил, когда он на них отвечал. Эти комментарии и ответы запоминались мне отчетливее многих проповедей. Вопросы были разные и не всегда только вопросы, хотя свои записки я никогда не подписывал.
Я спрашивал про восточные единоборства, про «возможно ли в принципе обращаться к Богу без страха», про христианский календарь в раздевалке на работе, про налоги, про отличие веры от «суперверы», про дар истолкования языков, про возможность христианину быть профессиональным актёром… Жаловался, что некоторые водители на церковной территории не уважают простых пешеходов или что некоторые «сильно голодные» не уважают стоящих в очереди в церковный буфет…Просил его в приватных записках произносить правильно некоторые слова, вроде «помАзания», а не «помазАния» или что-то еще, чего, наверно, мне не следовало делать.

Василий Николаевич не «лез за словом в карман» и я с удовольствием потом просматривал эти короткие видео с его ответами в интернете.

В итоге в одной из коротких бесед после богослужения я ему признался, что часто пишу эти анонимные записки. Он искренне удивился, вызвав в ответ моё недоумение. Я то был почти уверен, что он играет со мной в игру «упорно не догадываюсь», но чтобы не загасить мой «писательский зуд» делает вид, что не знает автора этих записок.

У меня нет ни одной фотки с Василием. Наверно мне повезло больше с тем наследством, что он мне оставил….